В основной табличке мы видим количество матчей, побед, ничьих, поражений, забитых/пропущенных голов, очков, ну и, соответственно, интересные нам xG (ожидаемые голы команды), xGA (ожидаемые пропущенные голы) и xPTS (ожидаемые очки). Все столбики можно сортировать, выше можно выбирать нужные временные отрезки и выстраивать таблицу по ним. Присутствует и сортировка по домашним/выездным матчам. Также можно добавить дополнительные метрики с помощью иконки “настройки” в правом верхнем углу. Например, интенсивность прессинга команд (PPDA), но сегодня говорим только конкретно про xG.
Кирилл Горин – с очень подробным материалом для гиков и капперов.
В первой части этой рубрики мы разбирали сервисы для анализа коэффициентов букмекерской линии. Во второй части поговорим о популярной продвинутой футбольной статистике: где смотреть и с чем есть.
xG ("expected goals") – это модель ожидаемых голов aka метод оценки качества моментов aka попытка более точно оценить результат матча в отрыве от счета на табло aka переоцененная метрика, не учитывающая контекст . Все по-разному оценивают эту модель, кто-то может считать ее прорывной, кто-то относится, мягко говоря, скептически, и у обеих сторон найдется достаточное количество аргументов. Лично я со своей дилетантской оценкой нахожусь где-то посередине, скорее ближе к первому варианту, оценивая мнение более компетентных ребят и вообще суть всей этой затеи. Но, кто бы что ни говорил, в любом случае, это есть, это данность, это интересно, и это может быть неплохим дополнительным инструментом для беттеров.
Еще одна проблема метрики – тонкости непосредственно самих подсчетов и вечные дискуссии по этому поводу. Из всего многообразия задротских твиттер-аккаунтов, блокнотов, сайтов и платных ресурсов предлагаю сегодня остановиться на двух наиболее актуальных, удобных и доступных для нас источниках на сегодняшний день: Understat и xScore. Отзывы по обоим сайтам и их работе можете чекнуть самостоятельно. При этом в нашем материале тоже будет парочка сравнительных моментов.
На данный момент сайт находится в реестре Роскомнадзора и для доступа к нему нужно использовать VPN.
Второй сайт нашего обзора – xScore. Русскоязычный ресурс с упором в сторону беттинга (хотя вроде как за андерстатом тоже наши стоят), где помимо xG статистики можно увидеть различные статьи на эту тему, неплохой контент на ютуб-канале, а также платные услуги: собственный обучающий курс, инструментарий для беттеров и другие уникальные задумки авторов.
На данный момент сайт находится в реестре Роскомнадзора и для доступа к нему нужно использовать VPN.
xG от xScore рассчитывается на основе данных, которые собираются собственной командой статистиков. Статистики вручную собирают все необходимые данные: положение вратаря, защитников, степень заблокированности удара . Они вносят на сайт все ключевые параметры удара, и на их основе нейросеть сайта рассчитывает xG. Таким образом, xScore повышает точность своей статистики, их основная задача – показать более реальную картину, которая складывалась на поле во время матча.
Эта часть материала не ради того, чтобы показать, что один сайт лучше другого, или что методы xScore гораздо правильнее и намного точнее, чем классические модели. При подготовке материала появилась возможность взять комментарий со стороны сайта для полноты картины, и вот какую отличительную особенность они выделяют в первую очередь, приводя конкретные примеры своей работы:
“xG от Understat собирается на основе данных из тепловых карт, которые они закупают на сайтах наподобие OptaSport и других. Из-за использования тепловых карт для расчета xG в статистике от Understat не учитывается положение вратаря и защитников, а это ключевым образом влияет на вероятности удара завершиться голом. Дело в том, что на тепловых картах отображается только положение игрока, расстояние до ворот и угол удара. Также в данных от OptaSport указана часть тела, которой игрок нанес удар.”
К примеру, на 72 минуте матча "Шеффилд" – "Манчестер Сити" Агуэро бьет по пустым воротам, находясь во вратарской. Understat оценил этот момент в 0,63xG, оценка на сайте xScore 0,98xG.
Оценка Understat:
Оценка xScore:
Еще один пример: в матче "Арсенал" – "Челси" Жоржиньо бьет по пустым воротам, ему не мешают ни защитники, ни вратарь. Оценка Understat – 0,60xG, xScore оценил данный момент в 0,92xG.
Оценка Understat:
Оценка xScore:
В бесплатном доступе на xScore те же шесть основных чемпионатов, а вместе с ними Украина и Беларусь. Всего на сайте 76 дивизионов, среди которых можно найти совсем экзотические. Например, чемпионат Марокко, Эквадора, Исландии и Азербайджана, вторые лиги Южной Кореи, Турции, Норвегии и даже шесть дивизионов Италии, включая Примаверу. Подписка на xG статистику от xScore возможна на 12 месяцев, стоимость доступа ко всей базе матчей составляет 449$ в год с возможностью рассрочки.
Основная таблица не сильно отличается от андерстата, те же знакомые параметры, но здесь же, в общей таблице, есть удобная сортировка по минутам матча. Эта функция может быть полезна для лайва, например, в плане голов в концовке матча, да и вообще отслеживания статистически интересных временных интервалов. Своеобразным аналогом xPTS у хскора является GD-xGD: показатель, оценивающий везение команд в предыдущих матчах на основе показателя разницы забитых и пропущенных голов, а также разницы ОЖИДАЕМЫХ забитых и пропущенных голов. Как Understat нам указывал на перебор очков у "Ливерпуля" и "Лестера", на недобор очков у "Челси", так и xScore в плане везения команд показывает примерно то же самое.
Ниже идет еще одна таблица, которая может быть полезна при анализе под лайв. Это статистика команд в конкретных ситуациях по ходу матча: при счете 0:0, при ничьей, при различной разнице в счете.
Также стоит отметить блоговый раздел сайта "xTalk", где пользователи делятся своими наработками, стратегиями, результатами и формируют определенное комьюнити. Можно создать свой блог, подписываться на других блогеров и формировать свою ленту, обсуждать публикации в комментариях.
На этом все, надеемся, этот материал будет полезен для вас. В первую очередь для тех, кто был далек от этой темы и кому раньше было лень во все это вникать, поскольку зачастую подобные материалы написаны более сложным языком.
Есть еще один сайт, которым мы с удовольствием делимся с вами. Молодой проект Scores24 только недавно начал свой путь в мире беттинга, но уже очень активно развивается. Приятный интерфейс, огромная база статистики и проработанный матч-центр. Рекомендуем вам использовать сервис наших друзей!
xScore
Все столбики можно сортировать, выше можно выбирать нужные временные отрезки и выстраивать таблицу по ним.
Ставки live
xG-модели не идеальны, однако в комплексе с традиционной статистикой именно они являются тем фундаментом, на основе которого можно уже сейчас строить качественные футбольные прогнозы.
Чтобы рассчитать количество голов и предсказать победителя матча, понадобится вычислить:
Для наглядности возьмем матч «Ливерпуль» — «Манчестер Сити».
Находим ожидаемое соотношение владения мячом
В среднем «Ливерпуль» владеет мячом 60% игрового времени, а «горожане» 72%. Из этих значений предполагаем, что в предстоящем матче распределение владения составит 56 на 44 в пользу «Сити».
Определяем ожидаемое количество ударов
Аналогичным образом рассчитываем гостей – от «Сити» ожидается 12,8 ударов.
Высчитываем показатель xG/удар для обеих команд на основе модели ожидаемых голов
Вычисляем количество ожидаемых голов
Примечание: для проведения данных расчетов мы взяли все матчи текущего сезона, однако в других методиках можно дополнительно учитывать влияние:
Вывод
Модель xG, как подметил автор в начале статьи, эффективна для наставников футбольных сборных. Следовательно, они сделают все, чтобы понизить эффективность создания моментов командой противника. Поэтому считаю, что это просто такая же средняя статистика, только названа более умным языком.
Вячеслав Левицкий
Сколько раз убеждаюсь в том, что какие не были бы хвалебные дифирамбы всяким теориям беттинга. Лучше анализа линии коэффициентов метода никто еще не придумал. Поэтому изучение этих таблиц просто трата времени.
Я вот особой разницы в своих ставках не заметил. Что я изучал среднюю результативность команд, что перешел к этой тактике. Разницы нет, профит от ставок остался на прежнем уровне. Так что это все мартышкин труд.
Модель xG, как подметил автор в начале статьи, эффективна для наставников футбольных сборных. Следовательно, они сделают все, чтобы понизить эффективность создания моментов командой противника. Поэтому считаю, что это просто такая же средняя статистика, только названа более умным языком.
Вроде все понятно, но начинаю самостоятельно, что-то считать получается, что в каждом матче будут голы. Но, к сожалению, не всегда они происходят. В чем причина сложно понять, думаю лучше развивать интуицию.
Метод очень прост в понимании, главное найти таблицы. Хотя, если не лениться то все расчеты можно сделать с помощью доступных данных с сайта майскоре. Самое главное, что метод реально помогает находить недооцененные исходы и иметь значительный перевес над линией.
Применение методики в ставках
В доматчевой линии для заключения сделок подойдет линия основных исходов, тоталов и фор. Например, можно с большой уверенностью отдать предпочтение рынку «обе забьют» или рискнуть и поставить на победу горожан.
В лайве можно открыть охоту за равновероятным тоталом. Например, по расчетам видно, что в матче минимум будет забито два мяча. Следовательно, это отличное подспорье войти на рынок тотал больше 2 на 15-20 минуте матча, при условии, что счет не будет открыт.
Также модель ожидаемого количества голов помогает дальновидным игрокам понять от кого в сезоне ждать дикой результативности, а от кого унылой игры.
Резюме
Сегодня много ресурсов предлагают таблицы xG-моделей. В приоритете у бетторов стоят understat.com и whoscored.com, поэтому ручные расчеты сводятся к минимуму. Если говорить о погрешности данного метода, то она минимальна. Следовательно, теория должна стоять на вооружении у каждого профессионального игрока.
Как прогнозировать матчи с помощью xG-моделей
Для определения возможного победителя встречи и расчета приблизительного числа голов беттору необходимо:
• Рассчитать примерный процент владения мячом для каждой команды.
• Вычислить среднюю статистику ударов.
• Резюмировать итог по модели xG.
Для расчетов подойдет матч между «Манчестер Сити» и «Ливерпулем».
Согласно изложенному плану рассчитаем показатель владения мячом для каждой команды. Если изучить статистику клубов, можно сделать вывод, что футболисты «Манчестер Сити» в среднем владеют мячом 70% игрового времени, а игроки Клопа около 60%. В предстоящей игре подобные значения вполне могут выглядеть, как 55 на 45 в пользу «горожан».
Средняя статистика ударов рассчитывается по трем критериям:
1. Футболисты «Ливерпуля» с ожидаемым процентом владения мячом наносят не более 14 ударов по воротам за игру.
2. Футболисты «Манчестер Сити» за матч позволяют ударить по своим воротам не более 10 раз.
3. Примерное число ударов подопечных Клопа будет выглядеть, как (10+14)/2=12
Если проделать подобные действия с показателями «Сити» получим, что от них ожидается 13 ударов.
Далее, рассчитывается показатель «xG/удар»:
• Берем в учет, что мерсисайдцы создают опасность в 47.5 xG за 390 атак (ударов) или 0.122 xG/удар.
• Показатель для горожан, при котором они позволяли бить по своим воротам будет равен 0.108 xG/удар (136 атак при опасности 14.8).
• Среднее значение для «Ливерпуля» при соотношении 0.122 и 0.108 получится 0.115, а для «Манчестер Сити» будет 0.141 (он рассчитывается аналогично).
Теперь осталось вычислить только ожидаемое количество голов для каждой из команд:
• Для горожан это показатель в 1.81xG (13*0.141)
• Для красных это показатель в 1.31xG (12*0.115)
Получаем примерный тотал голов по модели, равный 3.12.
Важное! Для вычисления более точного значения можно взять статистику выездных или домашних игр. Мы проделали расчеты на основании всех сыгранных игр сезона.
Эффективность модели xG в ставках на футбол
Предсказывать точное число голов в матче, опираясь только на очевидную статистику нанесенных ударов командами будет неправильным решением. Например, в сезоне 2017/18 английской премьер лиги 590 забитым голам соответствовало приблизительное количество ударов, равное 5500. Стоит отметить, что у некоторых клубов качество ударов было лучше и им хватало 4-5 опасных моментов для взятия ворот, другим же наоборот приходилось создавать до 15-20 моментов.
Самое главное, что приблизительно к середине чемпионата в 161 матче выявлялся победитель:
1. В 66% игр викторию одерживал клуб, который больше бил по воротам.
2. В 77% игр викторию одерживал клуб с наилучшими показателями xG.
Очевидно, что модель ожидаемых голов выглядит на 11% эффективней обычного метода прогнозирования.
Долгосрочные ставки
Следовательно, это отличное подспорье войти на рынок тотал больше 2 на 15-20 минуте матча, при условии, что счет не будет открыт.